Порядок  предоставления

медицинских услуг маломобильным группам населения,

в том числе лицам с инвалидностью

Медицинские  услуги  маломобильным группам населения, в том числе лицам с инвалидностью, предоставляется  в соответствии   с Территориальной программой  государственных гарантий  бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Псковской области  на 2018 — 2020 г. в соответствии   со стандартами оказания медицинской помощи.

Право на внеочередное оказание медицинской помощи имеют:

— инвалиды войны, при предъявлении удостоверения единого образца, установленного ФЗ и при наличии медицинских показаний.

Алгоритмы оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью различной категории.

Основные  коды  категорий лиц с инвалидностью,  нуждающихся  в  ситуационной помощи:

• Код «В» — пациент с инвалидностью передвигается в коляске (нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома).

• Код «С» — пациент с инвалидностью слепой и слабовидящий ограничен в ориентации (нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома).

• Код «Е» — пациент с инвалидностью ограничен в самообслуживании (безрукий либо не действует руками, нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других ручных действиях вне дома).

• Код «К» — пациент с инвалидностью слепоглухой, значительно ограничен в ориентации (нуждается в сопровождении лицом осуществляющим помощь вне дома; при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах тифлосурдопереводчика ).

• Код «М» — пациент с инвалидностью глухонемой или глухой (при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика ).

• Код «Н» — пациент с инвалидностью ограничен в общении и контроле за своим поведением (составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций).

В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в учреждение пациентов с инвалидностью, нуждающихся в ситуационной помощи должны быть проведены следующие мероприятия:

Здания должны быть оборудованы:

  • элементами доступности (поручни при входе в учреждение, в санитарной комнате; широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала с улицы и из санитарной комнаты, мнемосхема  в вестибюле ) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сфере градостроительной политики;
  • элементами доступности зоны  оказания услуг, санитарно-гигиенические помещения;
  • элементами наружной информации о доступности учреждения. 

В том числе в соответствии с кодами:

• Код «В» — наличие входных  поручней, широких  дверных  проемов при входе в учреждение, широких дверных проемов при входе в кабинеты учреждения.

• Код «Е» — оборудование широкими дверными ручками дверей входных групп востребованными пациентами с инвалидностью. Туалетная  комната оснащена  специальным оборудованием: сенсорной сушилкой для рук, откидными поручнями, кнопкой вызова персонала.

Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с кодами категорий пациентов с инвалидностью:

1. Ситуационная помощь пациентам с инвалидностью с кодом «В».

Санитарка: по   звонку (кнопка вызова персонала) пациента   с  ограничением передвижения (на коляске, костылях).

— Выходит на улицу, открывает входные двери.

— Оказывает помощь при входе в здание.

— Уточняет, в какой помощи нуждается пациент, цель посещения поликлиники.

— Сообщает регистратору о посещении  поликлиники  пациента с ограничением передвижения.

— Оказывает помощь при выходе из поликлиники.

— При необходимости оказывает помощь при посещении туалета. 

— Помогает раздеться в гардеробе.

Регистратор:

— Узнает о цели посещения.

— Если пациент предварительно записан на прием к врачу,

сопровождает до кабинета врача,  минуя регистратуру (амбулаторная карта пациента находится в кабинете врача).

— При обращении без записи, медицинский регистратор оформляет пациента по предъявленным документам и приносит амбулаторную карту в кабинет врача, сопровождает при передвижении пациента до кабинета.

Врач, медицинская сестра:

— Оказывают помощь при передвижении пациента в зоне кабинета и посадке в стоматологическое кресло.

— В случае необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностических кабинетов (R-кабинет и др.) медицинская сестра оказывает помощь при передвижении внутри здания, сопровождает пациента по кабинетам.

— По окончании приема сопровождает пациента до гардероба.

— Оказывает помощь при одевании.

При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:

• Инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия пациента с инвалидностью — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

• Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

• Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

• Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

• Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.

• Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

• Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.

• Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

• Необходимость пользоваться инвалидной коляской — это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

 2. Ситуационная помощь пациентам с инвалидностью с кодом «С».

Санитарка: по   звонку (кнопка вызова персонала) пациента   с  ограничением передвижения (на коляске, костылях).

— Встречает пациента с инвалидностью на улице (на входе в здание).

— Открывает входные двери.

— Помогает войти в здание.

— Берет пациента под локоть и сопровождает до регистратора.

— Оказывает помощь при выходе из здания.

— При необходимости оказывает помощь при посещении туалета.

— Помогает раздеться в гардеробе.

Регистратор:

— Выясняет цель, причину посещения поликлиники.

— При необходимости знакомит со всей необходимой информацией, расположенной на информационных стендах в поликлинике.

— Сопровождает  до кабинета врача. Если пациент посещает врача по предварительной записи, амбулаторная карта находится в кабинете врача.

— При обращении без записи, медицинский регистратор оформляет пациента по предъявленным документам и приносит амбулаторную карту в кабинет врача.

Врач, медицинская сестра:

— Оказывают помощь при передвижении пациента в зоне кабинета и посадке в стоматологическое кресло.

— При необходимости консультации другого специалиста или

проведения обследования, медицинская сестра сопровождает инвалида в

передвижении по кабинетам, придерживая его под локоть.

— По    окончании    приема,    обследования,     медицинская    сестра сопровождает при передвижении до гардероба.

При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение необходимо помнить:

• Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других — слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.

• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

• Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

• Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.

• Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

• Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

• Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

• Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.

• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.

3. Ситуационная помощь пациентам с инвалидностью с кодом «Е».

Пациенту с инвалидностью с кодом «Е» необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками.

Санитарка: по   звонку (кнопка вызова персонала) пациента   с  ограничением передвижения (на коляске, костылях).

— Встречает пациента с инвалидностью на улице (на входе в здание).

— Открывает и закрывает входные двери.

— Приглашает регистратора.

— Оказывает помощь при выходе из здания.

— При необходимости оказывает помощь при посещении туалета.

— Помогает раздеться в гардеробе.

Регистратор:

— Выясняет причину, цель посещения поликлиники.

— Сопровождает до кабинета врача.

Врач, медицинская сестра:

— Оказывают помощь при передвижении пациента в зоне кабинета и посадке в стоматологическое кресло.

— Медицинская сестра при необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностического кабинета, сопровождает пациента.

— По окончании сопровождает при передвижении до гардероба.

— Оказывает помощь при одевании.

4. Ситуационная помощь пациентам с инвалидностью с кодом «К».

При посещении учреждения здравоохранения пациенту с инвалидностью с кодом «К», ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником учреждения при возникающих затруднениях:

— сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);

— ознакомление с расположенной в учреждении информацией;

— помощь в заполнении документов (уточнить информацию);

5. Ситуационная помощь пациентам с инвалидностью с кодом «М».

При плановом посещении поликлиники (по предварительной записи) пациенту с инвалидностью с кодом «М» обращается в поликлинику с сурдопереводчиком или сопровождающим лицом.

Во время пребывания пациента с инвалидностью в учреждении сурдоперевочик сопровождает пациента с инвалидностью по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении мероприятиях, участвует в проведении реабилитационных мероприятий, оказывая услуги по сурдопереводу.

При отсутствии сурдопереводчика сотрудник учреждения (администратор) знакомит пациента с инвалидностью с письменной информацией о порядке оказания медицинской помощи, осуществляет помощь при записи на прием.

6. Ситуационная помощь пациентам с инвалидностью с кодом «Н».

При посещении учреждения здравоохранения пациенту с инвалидностью с кодом «Н» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником учреждения при возникающих затруднениях:

-сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);

-ознакомление с расположенной в учреждении информацией;

-помощь в заполнении документов (уточнить информацию);

-ознакомление с расположенной в учреждении информацией;

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять